Начало изучения искусств
Лекция 1
Историческая поэтика: периодизация культурных эпох
Историческая поэтика — сравнительно молодая наука; исследования в этой области начаты российским ученым Александром Николаевичем Веселовским (1843−1918). Ее предмет — изучение генезиса и развития эстетического объекта и его архитектоники: как они проявляются в эволюции содержательных художественных форм, например типов образа, сюжетов, жанров и др. Одна из первых и главных задач исторической поэтики как науки — выделение исторических типов художественной целостности или больших стадий в развитии искусства с учетом «большого» времени, в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм.

Александр Николаевич Веселовский (1843−1918)

Эти эпохи универсальны для разных культур (в отличие от историко-литературного деления, например, на античность, Средние века, Возрождение и т. п., которое свойственно только для европейской культуры). Они связаны с радикальными изменениями в человеческом сознании и мышлении, которые влекут за собой и изменения эстетических принципов. На данный момент историческая поэтика выделяет три такие стадии.
Первая стадия (у разных ученых она может называться эпохой синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаической, мифопоэтической эпохой) охватывает временные границы от возникновения «предыскусства» до классической античности (если говорить о Европе). В это время искусства как такового еще не существовало вовсе, а мышление человека отличало его нерасчлененно-слитная (синкретическая) природа.
Парфенон в Афинах
Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) в истории поэтики начинается в VII–VI вв. до н. э. в Греции и первых веках новой эры в Индии и Китае. К этим древним литературам, переживающим новую фазу развития, присоединяются римская, византийская, арабская, персидская, японская, средневековые европейские и древнерусская литература. Завершается же эта стадия поэтики в середине — второй половине XVIII в. в Европе, а на Востоке — в XIX–XX вв.
Данный период для европейской культуры принято разделять на два этапа: древность и Средневековье, завершающиеся в Европе в XIII–XIV вв., и «раннее Новое время» (Возрождение, барокко, классицизм), XIV–XVIII вв. На первом этапе культура переосмысливает традиции, пришедшие из эпохи синкретизма, а на втором начинает накапливать новые качества, приведшие в итоге к новой эпохе. В это время виды искусства начинают отделяться друг от друга; вместе и по отдельности они становятся предметом рефлексии.
Одновременно появляются и развиваются науки, в том числе философия, логика, риторика (кстати, граница между науками и искусствами достаточно зыбкая). Мышление человека данной эпохи склонно к систематизации, созданию универсальных классификаций, рефлексии, вызванной стремлением к освоению мира, в том числе и мира искусств. На первой лекции мы сосредоточимся на том, что происходило именно на этой стадии поэтики, т. к. именно тогда началась систематизация искусств и (отчасти) их взаимодействие.

Афродита Книдская

Третья стадия (нетрадиционалистская, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности) зарождается в Европе примерно во второй половине XVIII — начале XIX в. и длится до сих пор. В ней также выделяют два этапа. Первый охватывает вторую половину XVIII в. — 80-е гг. XIX в. (классический этап), второй — конец XIX в. и весь XX в. (неклассический). Это современная стадия развития сознания и мышления, когда искусство становится автономным от других форм идеологии, система искусств приобретает более привычный нам вид, и начинается как процесс взаимодействия искусств, так и процесс эстетического осмысления этого взаимодействия.
Обрядовый синкретизм. Предыскусство
В первую эпоху, то есть эпоху синкретизма, пока нельзя говорить об искусстве — только о предшествовавших ему явлениях и формах человеческой деятельности. Синкретизм, согласно концепции А. Н. Веселовского, есть выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. В таком сознании сами идеи тождества и различия еще не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления.
Тут «дело идет не об отождествлении человеческой жизни с природною и не о сравнении, предполагающем сознание раздельности сравниваемых предметов», а именно о синкретизме, нерасчлененно-слитном восприятии их, предполагающем «не смешение, а отсутствие различий». В обрядово-хоровом синкретизме Веселовский особенно подчеркивал роль ритма:
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 125.
Попытка построить генетическое определение поэзии с точки зрения ее содержания и стиля на эволюции языка-мифа будет по необходимости не полна, если не сосчитается с одним из наиболее существенных элементов определяемого: ритмическим. Его историческое объяснение в синкретизме первобытной поэзии: я разумею под ним сочетание ритмованных, орхестических движений с песней музыкой и элементами слова. В древнейшем сочетании руководящая роль выпадала на долю ритма, последовательно нормировавшего мелодию и развивавшийся при ней поэтический текст. Роль последнего вначале следует предположить самою скромною: то были восклицания, выражение эмоций, несколько незначащих, несодержательных слов, носителей такта и мелодии. Из этой ячейки содержательный текст развился в медленном ходе истории; так и в первобытном слове эмоциональный элемент голоса и движения (жеста) поддерживал содержательный, неадекватно выражавший впечатление объекта; более полное его выражение получится с развитием предложения.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 200−201.
Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 217.
Не только не существовали отдельно роды-жанры и пр., но даже виды искусств не были отделены друг от друга, не говоря уже о том, что и само искусство как отдельная сфера деятельности не существовала. Синкретизм был характерен прежде всего для архаического сознания и, как следствие, для искусства, вернее, предыскусства. То, что мы сейчас относим к проявлениям искусства, существовало в виде мифа и обряда, т. е. синкретических форм человеческой деятельности, в которых были слиты начала разных искусств.

Борис Кустодиев «Пасхальный обряд»

Так, в обряды могли соединяться начала музыки, танца, поэзии и т. п. Но функция ритуала была сакральной, а не эстетической.
Зарождение искусства в античности. Понятие мимесиса у Платона и Аристотеля
В европейской культуре в полной мере о зарождении искусства, разделении видов и искусств и начале эстетической рефлексии можно говорить применительно к античной культуре. Впрочем, понимание эстетики и искусства в то время было далеко от современного. А. Ф. Лосев писал:

Античная ваза Древней Греции

Для понимания античной эстетики как раз и важно то, что эстетическая значимость искусства трактовалась здесь довольно редко и неохотно. А также имелись в виду только факты, необходимые для искусства или им порождаемые, но не само искусство. И это важно потому, что в основе античной эстетики лежит, как мы хорошо знаем, вещественно-материальная интуиция; а вещество, взятое само по себе, еще не есть нечто художественно-благоустроенное. Поэтому и греческий термин technë совершенно неправильно переводят обязательно как «искусство». По-гречески этот термин означает не только искусство в собственном смысле слова, но и ремесло, и науку, и вообще всякую целесообразную деятельность.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 8. Кн. 2. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1994. С. 331.
И далее:
К искусству относили арифметику, геометрию, музыку, как и искусство счета. Однако о Демокрите говорили, что сам он занимался всевозможными искусствами, а не только физикой, этикой, математикой, общеобразовательными науками. Протагору приписывался рассказ о похищении Прометеем «огненного искусства» у Гефеста и Афины, после чего, по Демокриту, люди и изобрели отдельные искусства, поскольку их предки, не имея опыта и знаний, не владели искусствами вообще. У Эсхила Прометей так и говорит, что огонь научит людей искусствам всяческим, а в другом месте Прометей причисляет к искусству медицину, гадание, толкование примет, сведения о животном мире, умение использовать полезные ископаемые. <…> Таким образом, искусство понималось в ранней классике не только как целесообразная деятельность вообще, но и как наука, отличная от целесообразности вообще, и даже как ремесло.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 8. Кн. 2. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1994. С. 335−336.
Из более поздних учений наибольшее влияние на европейскую культуру имели труды Платона и Аристотеля.
А центральным понятием для их концепции искусства было понятие мимесиса. У Платона понятие мимесиса достаточно противоречиво. Так, А. Ф. Лосев на основе скрупулезного анализа всего наследия Платона выводит как минимум пять разных отношений к этому предмету. Более стройную концепцию мимесиса применительно к искусству можно найти в трудах Аристотеля, которые опять-таки были подробно проанализированы А. Ф. Лосевым. Он пишет следующее:

Аристотель

Всякое художественное подражание всегда имеет в виду, по Аристотелю, тот или иной первообраз и пользуется разными средствами для воспроизведения этого первообраза. Но любопытнее всего то, что, по Аристотелю, художественное произведение вовсе не имеет своей целью останавливаться только на первообразе. Этот первообраз в художественном произведении имеет значение только одной из сторон художественного произведения, состоящего в сравнительной демонстрации соотношения образа и первообраза. Мы ценим такое художественное произведение, в котором максимально точно воспроизведен первообраз, но мы наслаждаемся не самим первообразом, а методом его изображения и показа. Первообраз, или предмет художественного произведения, может быть как угодно отрицательным и даже безобразным. В художественном произведении могут изображаться, например, трупы и любое искажение и безобразие жизни. И тем не менее эти трупы и любые безобразные явления жизни могут быть изображены в художественном произведении так, что мы забываем об их объективном безобразии, наоборот, получаем наслаждение от их удачного воспроизведения. Поэтому подлинное художественное подражание в сравнении с изображаемыми предметами является, по Аристотелю, самодовлеющим и чем-то автономным.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 8. Кн. 2. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1994. С. 79−80.
Виды искусств в античной культуре
В античности различные виды искусства начинают существовать автономно. Однако систематизации искусств в привычном нам смысле не происходило. Так, А. Ф. Лосев пишет:
Вместо классификации искусств у Платона можно найти только попытки перечислить известные ему искусства. Перечисления эти у него всегда случайны и нисколько не претендуют на полноту.
В «Филебе» выше всего ставится чертежное искусство, которое дает то, что Платон считает прекраснее всего, — а именно геометрические фигуры. При этом важна геометрия сама по себе, чистая геометрия, освобожденная от материальных вещей. Прекрасны также «чистые» звуки и «чистые» цвета. Запахи, по Платону, «менее божественны». Далее здесь упоминаются музыка, медицина, земледелие, кораблевождение, военное искусство, строительство домов и кораблей, арифметика (опять в двух видах — чистая и прикладная), измерение, искусство убеждать людей и господствовать над ними.
В «Гиппии большем» перечисляются музыка, живопись, всякие речи, рассказы, занятия, законы. В «Кратиле» упоминается музыка и живопись. Поэт, живописец, флейтист, сапожник, кузнец, шорник — это тоже типичное платоновское разделение художеств.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 3. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1994. С. 61−62.
Отсутствует стройная классификация искусств и у Аристотеля. А. Ф. Лосев писал:
Вероятно, различие между поэзией, ораторским искусством, музыкой, танцами и отдельными изобразительными искусствами было для Аристотеля настолько очевидно, что он даже не находил и нужным входить в глубокую разработку самой проблемы этих различий. Зато у него имеется нечто другое, тоже весьма немаловажное. Он довольно четко говорит не о видах искусств, но, скорее, о видах вообще художественного творчества, исходя из того основного принципа художественности, который он называет «подражанием». Именно во всех искусствах, по мнению Аристотеля, имеется большое различие между предметом подражания, средством подражания и способом подражания. Аристотель пишет, что подражательные искусства «отличаются друг от друга тремя чертами: тем, что они воспроизводят различными средствами, или различные предметы, или различным, не одним и тем же способом.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т. 4. Харьков: Фолио; М.: ACT, 1994. С. 476.
Система искусств в Средневековье и Возрождении. Свободные и механические искусства
Через древнеримскую культуру нечеткая (для нас) граница между искусствами и науками сохранилась и в Средние века. Однако в это время уже можно говорить о системе искусств. Французский историк искусства Жермен Базен (1901−1990) писал:
Эпистемология наук и искусств — в том виде, в каком она существовала в античности, — дошла до нас в изложении авторов позднеантичного периода, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского, Марциана Капеллы, африканского грамматика V века. То, что они называли «искусствами», подразделялось на две большие категории: механические (или «сервильные») и свободные. В рамках механических искусств оказываются соединены безо всяких различий все операции, связанные с ручным трудом. Свободные же искусства подразделялись на две группы, преподавание коих будет регламентировать весь курс обучения в средневековом университете: тривиум и квадривиум. Первый включает в себя грамматику, диалектику и риторику, второй — геометрию, арифметику, астрономию и, наконец, музыку. В рамках семи свободных искусств из того, что мы рассматриваем как собственно «художественное творчество» (и связанное при этом с ручным трудом), представлена лишь музыка, вошедшая в милость у философов лишь постольку, поскольку она рассматривалась как производное от арифметики.
Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс — Культура, 1994.
Электронная Библиотека Гумер (дата обращения 25.07.22).
Только в эпоху Возрождения изобразительное искусство стало обретать статус свободного. Тот же Ж. Базен отмечал, что «первым, кому хватило смелости предпринять попытку освободить изящные искусства — или по крайней мере одно из них — от „низкого” ярлыка механических искусств, был флорентиец Филиппо Виллани, который также стал первым историком своего города». В изданной им в 1404 году книге о происхождении Флоренции и ее знаменитых людях он писал:

Миниатюра из рукописного свода (манускрипта) «Сад наслаждений» (Hortus deliciarum) Геррады Ландсбергской (Herrada Landsbergensis), 1195 г.

Многие считают, и, по правде говоря, не без оснований, что художники ничем не уступают тем, кто сделался мастером в области Свободных искусств; последние владеют Правилами, свойственными литературе, благодаря учебе и познанию, в то время как первые познают лишь благодаря величию своего гения надежности памяти постигают то, что затем они выражают в своем искусстве.
Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс — Культура, 1994.
Появление системы изящных искусств
Современное здание галереи Академии изящных искусств во Флоренции
Собственно термин «изящные искусства» (bonae artes, les beaux arts, the fine arts, schöne Künste, belle arti) появляется позже, в конце XVI — начале XVII в., а окончательно закрепляется только в середине XVIII в. в трактате французского философа Шарля Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746). Однако само отделение изящных искусств начинает происходить в позднем Возрождении. По сути дела, это и есть окончательное отделение того, что мы сейчас называем искусством, от науки и ремесла.
Главным в изящных искусствах становится понятие прекрасного и создание красоты, а не прикладное назначение того или иного предмета. Ш. Батте объединяет в изящные искусства поэзию, музыку, живопись, риторику (красноречие), танец, скульптуру и архитектуру. В дальнейшем теория изящных искусств разрабатывается, например, Кантом и Гегелем.

Современное здание Школы изящных искусств (École des Beaux-Arts) в Париже. Основана в 1671 г.

В конце XIX–ХХ вв. ряд изящных искусств то сужается только до изобразительных искусств, то предельно расширяется, включая, например, кино.
Определения искусств
Поэзия как живопись
В эту эпоху пока не приходится говорить о взаимодействии искусств в полном смысле слова. Но разные виды искусств сопоставлялись между собой и определялись одно через другое. В частности, поэзия сопоставлялась и с живописью, и с музыкой.
Так, Гораций в «Искусстве поэзии» („Ars Poetica” — переводится также как «Наука поэзии», поскольку латинское понятие „ars” отчасти соответствует греческому понятию „tekhne” и переводится и как «наука», и как «искусство») написал ставшую крылатой фразу „Ut pictura poesis” — «Поэзия как живопись»: «Поэзия как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше».

Квинт Гораций Флакк

В переводе А. Фета: «Стихотворенье подобно картине: чем ближе к иной ты, / Тем она нравится больше; другая же издали лучше». В дальнейшем эта идея многократно звучала и варьировалась, по-разному обосновываясь, доказываясь и используясь, вплоть до XX в., в том числе и в России. Например, у А. Н. Серова: «Ut pictura poesis — знаменитое латинское изречение; в отношении Вагнеровских созданий можно прямо сказать „ut pictura musica“. После Бетховена в музыке не было положительно ни одного художника, который бы живописал звуками в такой степени ясно, как Вагнер»; у Вячеслава Иванова:
Если, поэт, я умею живописать словом («живописи подобна поэзия» — ut pictura poesis — говорила за древним Симонидом, устами Горация, классическая поэзия), — живописать, так, что воображение слушателя воспроизводит изображенное мною с очевидною наглядностью.
Академик (дата обращения 24.07.22).
В Средние века и эпоху Возрождения горациевская формула стала топосом, то есть постоянно используемым общим местом, а аналогия поэзии и живописи встречается многократно. Так, Бенедетто Варки, итальянский гуманист и писатель XVI в., в лекциях, прочитанных им во Флорентийской Академии в 1553–1554 гг., соотносил поэзию и живопись также на основе подражания, но находил различия.
С его точки зрения, скульпторы и живописцы подражают внешнему виду вещей и предметов, в то время как поэты подражают внутреннему, чувствам и мыслям людей, их сознанию. Отчасти аналогичная мысль содержится в трактате «Об истинной поэзии» Джованни Пьетро Каприано (1555):
Из всех подражательных искусств самое благородное — поэзия, поскольку она подражает всем видам объектов — воспринимаемых как интеллектом, так и чувствами.
Цит. по: Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель / под общей редакцией Е. А. Цургановой и А. Е. Махова. М.: Издательство Кулагиной: Intrada, 2010. С. 143.
Соотношение слова и музыки подробно обсуждается в трактате Даниэля Георга Морхофа «Учение о немецком языке и поэзии» (1672). Как пишет А. Е. Махов, Морхоф «пытается осмыслить проблемы союза музыки и слова исторически: идеальный союз двух искусств существовал в античности, но впоследствии был разрушен. Этой схемой Морхоф предвосхищает многочисленные исторические экскурсы XVIII в, сходным образом оплакивающие утраченное первоначальное состояние „единства искусства“».
Цит. по: Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедический путеводитель / под общей редакцией Е. А. Цургановой и А. Е. Махова. М.: Издательство Кулагиной: Intrada, 2010. С. 251.
Якопо Тинторетто «Музы» (1578)
Во французском классицизме уподобление поэзии живописи стало общим местом (не случайно классицисты во многом ориентировались на античную традицию, в том числе и на Горация). Это продолжилось и в эпоху Просвещения. Так, в «Критических размышления о поэзии и живописи» французского теоретика искусства Жана Батиста Дюбо поэзия и живопись рассматриваются вместе, как изображающие «призраки страстей»:
Живописцы и Поэты возбуждают эти искусственные страсти, изображая предметы, способные вызвать настоящие чувства. И поскольку впечатления, производимые подражаниями, принадлежат тому же роду ощущений, что вызывает сам предмет подражания, хотя они и слабее их, эти подражания способны породить в душе страсть, схожую с той, которую мог бы вызвать воспроизводимый предмет.
Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи: пер. с франц. М.: Искусство, 1975. С. 44 (История эстетики в памятниках и документах).
Как видим, здесь в центре также оказывается понятие подражания как объединяющее поэзию и живопись. В то же время намечены и некоторые параллели в структурных особенностях двух искусств, которые позже будут развернуты в эстетических трактатах конца XVIII в.:
Мне кажется, что выразительность в Картине — это то же самое, что Поэзия стиля в Поэме. А колорит в Живописи я охотно сравню с той частью поэтического Искусства, которая состоит в подборе и правильной расстановке слов, помогающей созданию приятно звучащих стихов. Эту часть поэтического Искусства можно назвать техникой Поэзии.
Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи: пер. с франц. М.: Искусство, 1975. С. 174 (История эстетики в памятниках и документах).
Поэзия как музыка
Второе важное направление в эстетической рефлексии — это сопоставление поэзии с музыкой. Так, в трактате Эсташа Дешана «Искусство слагать и сочинять песни, баллады, виреле и рондо» (1392) поэзия соотносится с музыкой по звучанию и соразмерности частей. Дешан писал:
У нас есть два вида музыки, одна из которых — искусственна, другая — естественна. Искусственная называется так из-за нот, называемых до, ре, ми, фа, соль, ля, с помощью которых можно петь, связывать звуки, брать октавы, квинты, терции, петь на две партии, а также слышать голоса инструментов. Другая музыка естественна. Эта музыка звучит изо рта, произносящего слова, организованные метрически…
Цит по: Европейская поэтика. С. 179.
В 1595 г. в Испании вышел трактат Алонсо Лопеса Пинсиано «Поэтическая философия древних», в котором, среди прочего, он сравнивает поэзию и музыку: «Место поэзии, как и музыки, определяется как промежуточное между низкими (практическими) и благородными (созерцательными) искусствам. Описывается это промежуточное положение горацианской формулой — обе они стремятся доставлять удовольствие и учить. В дальнейшем эта формула распространяется — у этих искусств три цели: изменять и успокаивать страсти души, справлять нравы и развлекать. <…> Между собой же эти искусства разливаются по своему отношению ко времени: музыка дышит переменами, а поэзия — вечная, неподвижная, постоянная».
Цит по: Европейская поэтика. С. 224.
Немецкий писатель конца XVII в. Кристиан Фридрих Гунольд в предисловии к сборнику своих стихов соотносит поэзию с живописью и музыкой сразу, говоря о превосходстве поэзии:
Поэзия идет к осадам, битвам, дикому морю и описывает все так точно, что мы не только словно бы имеем все эти события перед глазами, но и слышим рев волн, ураганы, и дикие боевые крики солдат. <…> Из прекрасного, что глаза видят на земле или на небе, нет ничего, что не нашло бы у поэтов точного описания.
Цит по: Европейская поэтика. С. 257.
Вообще, в эпоху барокко, как пишет А. Е. Махов, «актуализируется коллизия между двумя интермедиальными поэтологическими аналогиями: пониманием поэзии как „другой живописи” (топос ut pictura poesis) и как „другой музыки”. Первую аналогию развивает Иоганн Бурхард Менке в диссертации „О приятном” (1734). Топос поэзии-живописи он ставит на службу принципу подражания, когда пишет: „Поэт, как и художник, имитирует природу и вполне уместно назвать, вместе с Флакком, поэзию картиной. Поистине, все, что есть в поэзии прекрасного и превосходного, получило свою красоту от правдивого подражания”.
Однако наряду с этой древней аналогией все чаще дает о себе знать и другая — та, которую можно было бы назвать ut musica poesis. Так, Кристиан Фридрих Вайхманн в предисловии к первой части поэтического сборника „Земное удовлетворение в Боге” (1721) Б. Г. Брокеса всячески подчеркивает музыкальность стихов поэта (на стихи которого в самом деле писали музыку Бах и Гендель). Он пишет, что поэзия и музыка — сестры, из которых одна услаждает и развлекает разум, а другая — чувство.
Он выделяет в тексте Брокеса „слова, рисующие звуком”, чтобы подчеркнуть „музыкальную сущность этих описаний”. Совершенство стихотворения, по его мнению, невозможно без постоянной гармонии живописи и музыки; именно Брокес, согласно Вайхманну, показал, сколь великим может быть объединенное действие этих искусств в поэзии:
Всякое его стихотворение есть, так сказать, размеренная гармония и совершенная живопись.
Цит по: Европейская поэтика. С. 258.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Интермедиальность художественного произведения
Курс рассматривает взаимодействие различных искусств: словесного, визуального, музыкального.
Разберемся, как начиналось выстраивание системы искусств и какими способами различные виды искусств могут взаимодействовать друг с другом.
  • Что вы получите

    • 13 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Контрольные задания с автоматической проверкой после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • Узнать, как развивалась и формировалась система искусств
    • Как можно соотносить и сопоставлять между собой произведения различных видов искусств
    • Запомнить некоторое количество сложных слов и важных имен
    • Интересно провести время и расширить кругозор, слушая лекции

Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат. Вы получите доступ немедленно. Это бесплатно

Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта