Литература и музыка
Лекция 7
Е. Ручьевская, говоря о взаимодействии слова и музыки, пишет, что «в настоящее время можно говорить не только о различии и национальном своеобразии песен разных народов, о бесконечном богатстве песенного искусства каждого народа, но и об огромном разнообразии жанров профессиональной вокальной музыки. Здесь и массовая песня, и романс, и оратория, и кантата, и вокальные ансамбли, и хоры. Вокальная музыка занимает главное место в таком синтетическом жанре, как опера, где музыка объединяется и со сценическим действием, и с живописью. В песне, в вокальной музыке слово и мелодия слиты воедино. <…>
Ручьевская Е. Слово и музыка. Л.: Детгиз, 1960. С. 3−6.
Музыка обладает способностью слияния и с другими искусствами: с танцем, с драматическим действием (когда она сопровождает драматический спектакль или кинофильм), и даже с таким „зрительным” искусством, как пейзажное, видовое кино. Это возможно благодаря способности музыки наиболее непосредственно раскрывать чувства, эмоции. Музыка в союзе с другими искусствами способна как бы „проявлять”, делать явным, более ощутимым настроение, чувство, заложенное в картине или драматической сцене. <…>
Самая же близкая и тесная связь возникает между музыкой и словом, речью. Прежде всего потому, что речь — звучит. Так же как и музыка, звучит — быстрая, медленная, певучая, сухая, отрывистая, со всеми цезурами, знаками препинания, со всеми своими интонациями.
Речь и музыку объединяет между собой не просто звучание — в жизни, в природе, в быту много звуков, но не все они сливаются с музыкой. Звучание человеческой речи всегда связано со смыслом слов, осмысленно. Речь прозвучит по-разному в зависимости от того, отвечаете вы или задаете вопрос, рассказываете смешной анекдот или читаете лекцию.
Звучание речи связано не только со смыслом слов, но и с их эмоциональной окраской. Всегда слышно, сердится человек или радуется. Не разбирая слов, мы можем отличить по звучанию речи ласковые уговоры от гневных упреков.

Марк Шагал «Музыкант» (1920)

Осмысленное звучание человеческой речи мы называем интонацией. Интонация в особенности важна в передаче эмоциональной стороны речи, в передаче оттенков душевных переживаний, манеры речи людей разного склада, темперамента, характера. А ведь именно сфера эмоций, переживаний и составляет специфическую область музыки, мелодии. У речевой интонации и музыки много других общих черт: речь, как и музыка, имеет темп, скорость движения, ритм, цезуры, она расчленяется на отдельные построения. Слово в речи подобно мотиву в музыке. Слово „фраза” употребляется в одинаковом значении как по отношению к музыке, так и по отношению к речи. Звуковая речь, как, и музыка, имеет свой диапазон и тембр.
Но есть и большая разница между интонацией речевой и музыкальной. В речи звучание неопределенно по высоте, повышения и понижения в ней — приблизительны. В мелодии не только точно определено звучание каждого тона, но тоны согласованы между собой, они вступают в логическую связь, подчиняются определенной закономерности (лад), подобно тому как определенные краски, сочетаясь друг с другом составляют цветовую гармонию картины. Таким образом, музыкальная речь, в частности мелодия, отличается от речи разговорной тем, что звуки музыкальной речи определенны по высоте, расстояния между ними (интервалы) могут быть точно зафиксированы и они известным образом соподчинены.
Сливаясь, слово и музыка обогащают друг друга. Слово, текст делает музыку более определенной, конкретной по смыслу. Музыка, мелодия усиливает эмоциональную сторону текста. Про песню (или романс) мы обычно говорим: веселая, радостная, бодрая или, наоборот, грустная, тоскливая, т. е. употребляем эмоциональные эпитеты. Музыка обладает волшебной возможностью передавать сильно, ярко и непосредственно чувства в их зарождении и течении, показывать и их постепенное возникновение и развитие, переход от одного чувства к другому, и мгновенную смену переживаний.

Джеки Морган «Рождение уха»

Музыка обладает и другим чудесным свойством. Можем ли мы узнать о мыслях и переживаниях нескольких человек (даже двух), если они будут говорить одновременно? Конечно, нет. Тем более это немыслимо, если о своих чувствах скажут одновременно 60 или 100 человек. А в музыке это не только возможно, но и очень легко. Можно всем голосам дать петь одну мелодию, а можно поручить разным голосам разные мелодии, тем самым заставить каждого рассказывать только о своих чувствах и не по очереди, а всех вместе.
Музыка допускает соединение нескольких мелодий, а также мелодии и сопровождения на другом инструменте или в оркестре. Нужно только, чтобы все мелодии были в одной тональности, в одном ладу и согласовались друг с другом. Особенность нашего музыкального слуха состоит в том, что мы чувствуем, слышим это согласование: народные песни поют на несколько голосов, поют красиво, складно и не зная нот, не зная теории!
Огромны выразительные возможности одноголосной мелодии, но насколько увеличатся они, если к мелодии присоединить другие голоса, хор, оркестр!
С другой стороны, слово, звучащая речь оказывает огромное влияние на музыку.
Создавая музыкальный образ, музыкальную характеристику, композитор стремится представить себе этот образ, характер во всех
деталях. Он стремится проникнуться чувствами, мыслями, переживаниями своего героя, представить себе его облик и ту манеру речи, в которой герой выражает свои чувства. Особенно важно это при сочинении оперы, где действуют, живут на сцене разные характеры. <…>

М. Врубель «Царевна-Лебедь» (1900)

Конечно, речевые разговорные интонации, а также интонации художественной декламации играют в музыке не только внешнюю изобразительную роль. В них выражаются чувства, переживания, характеры героев — потому что ведь и в обычной речи, и в художественной декламации интонация и уточняет смысл, ставит акцент на нужном слове, и передает чувства, переживания, заложенные в словах».
Д. М. Магомедова определяет музыкальное как «связь литературы и музыки в многообразных аспектах, воплощение тех или иных особенностей музыкальной формы в литературном произведении», выделяя следующие особенности этой связи:
1. Описание исполнения музыкальных произведений в литературном тексте, а также рассуждения о музыке в авторской речи или репликах персонажей. 2. Описание звучания музыки в тексте без при­крепления к каким-либо конкретным музыкальным произведениям или сценам исполнения. 3. Аналогии между словесными и музыкальными жанрами в плане архитектоники. 4. Ритмико синтаксические, интонационные, фонетические, композиционные особенности текста, соотнесенные с музыкальной техникой развития темы («музыка стиха», «ритм прозы»). 5. Установка на поэтику «настроения», лиризм, «распредмеченное», иррациональное слово, бессюжетное повествование.
Магомедова Д. М. «Музыкальное» в литературе // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. Коломна., 1999. С. 48–50.
А. Е. Махов разделяет музыкальность и трансмузыкальность:
Интермедиальные исследования минувшего столетия выработали по крайней мере три ключевые идеи, определяющие общую картину взаимодействия музыки и словесности. Во-первых, стало очевидным, что музыку и словесность связывает не статичное отношение «сходства», но динамичное отношение взаимообмена; «подражая» друг другу и якобы «заимствуя» друг у друга термины, техники, приемы, музыка и словесность достигают не «сходства» и «сближения», но получают новые средства для собственного имманентного развития. Во-вторых, большинство исследователей пришли к выводу, что отношения музыки и словесности имеют опосредованный характер: существует «нейтральная» промежуточная область между двумя искусствами («трансмузыкальное», в терминологии В. Виоры, или «музыкально-литературная область», в терминологии Ж.-Л. Купера), через которую и протекают «понятийные потоки» взаимообмена — центробежный и центростремительный, от музыки к слову и наоборот. В-третьих, в исторических исследованиях было достигнуто понимание того, что поэтологические представления о музыке исторически изменчивы: поэтика каждой эпохи имела «свою» музыку, свой образ и модель музыкального, выделяла в музыке свою проблематику; это означало, что вера в идеальный и вневременной характер музыкальных форм переставала быть продуктивной научной гипотезой и сама становилась фактом истории поэтики.
Махов А. Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики: дис. на соиск. уч. ст. д-ра филол. н. М., 2007. С. 65–66.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Интермедиальность художественного произведения
Курс рассматривает взаимодействие различных искусств: словесного, визуального, музыкального.
Разберемся, как начиналось выстраивание системы искусств и какими способами различные виды искусств могут взаимодействовать друг с другом.
  • Что вы получите

    • 13 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Контрольные задания с автоматической проверкой после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • Узнать, как развивалась и формировалась система искусств
    • Как можно соотносить и сопоставлять между собой произведения различных видов искусств
    • Запомнить некоторое количество сложных слов и важных имен
    • Интересно провести время и расширить кругозор, слушая лекции

Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат. Вы получите доступ немедленно. Это бесплатно

Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта