По М. Мерло-Понти
«Наблюдатель-художник — обладающий телом субъект особого безоценочного видения (т. е. такого, которое дает видимое бытие тому, что заурядное зрение полагает невидимым), рождающийся в вещах посредством концентрации или наблюдения, т. е. непосредственно воспринимающий вещи (независимо существующие от наблюдателя) пятью чувствами сообразно своей перспективе и позволяющий вещам выражать в его теле свое наличное бытие, и возвращающийся к себе из увиденного, который одержим стремлением раскрыть, с помощью каких видимых средств предмет действительности в наших глазах делается таким, каков он есть, но не стремится подвести объективный итог или дать исчерпывающее онтологическое описание этого предмета, и гармонизирует в художественном творении в ансамбле соответствий все человеческие категории (сущность и существование, воображаемое и реальное, видимое и невидимое), организовывая их по принципу взаимодополнительности, т. е. с учетом сохранения автономной сущности каждой единичной категории».