«По объекту описания экфрасисы подразделяются на прямые и косвенные.
Прямой экфрасис представляет собой непосредственное описание либо простое обозначение визуального артефакта в литературном произведении. Автор при этом открыто указывает, что описывает картину, скульптуру, архитектурное сооружение, фотографию и тому подобные визуальные объекты. Один из наиболее ярких примеров прямого экфрасиса — поэма А. С. Пушкина „Медный всадник”, в которой описывается памятник Петру I скульптора Э.-М. Фальконе.
Косвенный экфрасис служит созданию (образа) словесной реальности. Описание пейзажа, персонажа, других элементов художественного мира литературного произведения создается с привлечением мотивов визуального произведения (артефакта). Автор делает это завуалированно, лишь намекая на цитирование какого
либо визуального источника, или открыто, проводя сравнение с визуальным образом. М. Нике говорит о такого рода экфрасисе в романе М. Горького „Жизнь Клима Самгина”. В одном из эпизодов романа Самгин характеризует героиню, Марину Зотову, как персонажа картин Машкова и Кустодиева. <…>
Представляется важным дать характеристику как формальным, так и содержательным принципам описания в экфрасисе. С формальной точки зрения можно выделить следующие характеристики словесного выражения визуального образа в тексте художественного произведения: объем, референт, реальность референта в истории художественной культуры, атрибуция, автор, количество авторов, описание одного или нескольких произведений, описание целостное или дискретное, встречается в тексте впервые или нет.
По объему экфрасисы можно разделить на полные, свернутые, нулевые. Полный экфрасис содержит развернутую репрезентацию визуального артефакта, т. е. это экфрасис в классическом варианте. Описание свернутого экфрасиса укладывается в одно-два предложения. <…> Нулевой экфрасис лишь указывает на отнесенность реалий словесного текста к тем или иным художественно-изобразительным явлениям. Нулевой экфрасис может быть миметическим, т. е. подразумевается, что читателю известен референт, на которого указывает автор, и он самостоятельно перенесет характеристики референта на художественные реалии словесного текста. Например, нулевые экфрасисы встречаются в романе „Жизнь Клима Самгина” при создании образов героев: „Самгин подумал, что этот человек, наверное, сознательно делает себя похожим на икону Василия Блаженного”. Перед нами сравнение внешности персонажа с иконописным (каноническим, следовательно, весьма конкретным) ликом. Миметический нулевой экфрасис часто несет изобразительную информацию. Немиметический нулевой экфрасис содержит указание на смысловой, историко-культурный модус визуального артефакта. Такой тип нулевого экфрасиса встречается в описании коллекций произведений искусства, где произведения не показываются, важны не их формальные качества — цвет, линия, свет, а именно присутствие.
По „носителю” изображения, материалу, т. е. по описываемому референту, экфрасисы подразделяются на репрезентации произведений: a) изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии; б) неизобразительного искусства: архитектуры, ландшафтного и интерьерного дизайна, декоративно-прикладного искусства (мелкая пластика, маска, кукла, мебель; в) синтетического искусства, а именно кино; а также г) репрезентации артефактов, которые произведениями искусства не являются: фото, популярная печатная продукция (этикетки, реклама, открытки), графика в научно-популярных изданиях и т. д.
По наличию или отсутствию в истории художественной культуры реального референта экфрасисы делятся на миметические и немиметические. <…> Миметический экфрасис может быть как атрибутированным, т. е. эксплицитным, явным, так и неатрибутированным, т. е. имплицитным, скрытым. Атрибуция — это определение автора (шире — направления, стиля, эпохи) и (или) названия произведения. Атрибуция по автору значительно сужает толковательные возможности, делает мысль автора более прозрачной. Атрибуция по названию делает толкование экфрасиса менее однозначным и более широким. В обоих случаях атрибутированный экфрасис выступает, с одной стороны, как эмблема, этикетка эпохи, философии, кода, а с другой — естественно обогащает изобразительный аспект словесного образа.
Неатрибутированный миметический экфрасис не содержит открытого указания на автора или название произведения. Такой имплицитный экфрасис задает определенную рецептивную установку. Сначала в сознании воспринимающего выстраиваются „изобразительные” характеристики образа, затем, посредством работы культурной памяти, происходит поиск его художественно-исторических аналогий, в результате чего возникает понятийная расшифровка образа. <…>. Неатрибутированный экфрасис может стать по ходу текста атрибутированным в так называемом экфрасисе-„отстранении” (термин М. Нике). Герой видит картину и описывает ее, но сначала не узнает, либо не знает ее автора. Герой „читает” изображение, то, что способен в нем понять или увидеть, не апеллируя к культурно исторической памяти, либо делая это бессознательно, в результате чего явным становится его истинное „я”, отношение к жизни, которое он, может быть, скрывает не только от окружающих, но и от самого себя. Ситуация экфрасиса „отстранения” усиливает игровое начало произведения, вносит элемент таинственности в повествование.
Авторство экфрасиса в тексте художественного произведения представляется чрезвычайно важным, ибо, будучи носителем огромного пласта культурно исторической, эстетической информации, экфрасис расшифровывает мировоззрение, социальную принадлежность, философию интерпретатора изображения.
По авторской принадлежности экфрасис делится на монологический — от лица одного персонажа, и диалогический, когда изображение раскрывается в ходе беседы, диалога персонажей. <…>
С точки зрения способа подачи в тексте экфрасисы делятся на цельные, где описание является непрерывной ограниченной частью текста, и дискретные — описание прерывно, рассеяно на некотором пространстве текста, чередуется с повествованием.
По количеству, широте транслируемой визуальной информации экфрасис делится на простой и сводный. Простой экфрасис содержит описание какого-либо одного (как правило, атрибутированного по автору или названию) визуального произведения или изображения. Сводный экфрасис содержит описание изобразительных мотивов нескольких произведений одного автора, школы, направления, которые создают в результате целое, некую собирательную модель. Например, сборник стихов Б. Поплавского „Флаги” синтезирует изобразительные приемы раннего творчества П. Пикассо.
Разновидностью сводного является технический экфрасис, в котором обозначаются этос, идеология, декларации того или иного художественного направления, школы, художника. <…>
По времени появления в тексте экфрасисы могут быть первичными и вторичными. Первичный экфрасис представляет собой описание того или иного визуального объекта, которое встречается впервые в тексте. Вторичный экфрасис повторяет, продолжая и расширяя либо просто называя, упоминавшийся в тексте ранее экфрастический мотив. Здесь следует разделять нулевой экфрасис, который является характеристикой первичного экфрасиса, и микроэкфрасис, представляющий собой лишь краткое упоминание, нередко даже намек на ранее встречавшийся в тексте мотив. Микроэкфрасис — вариант вторичного экфрасиса. Вторичный экфрасис представляется возможным рассматривать в аспекте автоинтертекстуальности, здесь в различной форме (аллюзия, комментарий, пересказ, пародирование) цитируются внутритекстовые экфрасисы. Очень важно „вторичное авторство” экфрасиса. <…>
В содержательном аспекте, по той доминанте, которую автор выделяет в визуальном произведении, экфрасисы делятся на дескриптивный и толковательный. Данная классификационная парадигма основана на традиции античных, библейских, византийских описаний. <…>
Психологический экфрасис транслирует процесс и результат воздействия изображения на зрителя, восприятие произведения. В этом виде дескриптивного экфрасиса акцент переносится с описания самого произведения на описание субъективного впечатления. Трактат „Описание картины” ритора из Газы Прокопия, например, репрезентирует эллинистическое изображение „Сон Тезея”. Автор, характеризуя образ главного персонажа картины Федры, сосредоточивает свое внимание на анализе психологического состояния изображенной. Описывая изображение Федры, он не может оставаться холодным протоколистом, но стремится путем обращения к персонажу выразить свое отношение к нему. Ритор при этом использует прием, обозначаемый современной психологией искусства как вчувствование. Важно отметить, что образ, возникающий в его сознании в результате рассматривания изображения, соотносится с уже имеющейся информацией (часто дополняется нарративом) об изображенном событии. Здесь область реализации психологического экфрасиса пересекается с толковательным.
Толковательный экфрасис — это интерпретация, направленная на выявление глубинного образно-символического содержания произведения, хотя в нем также могут присутствовать элементы, передающие визуальные черты изображения. В толковательных экфрасисах важны, однако, не конструктивные особенности предмета — по такому описанию можно только с трудом составить представление, что и как конкретно изображено, — но подробные разъяснения, что должно означать изображенное. По мнению исследователей, изучающих литературу Нового времени, интерпретация главного символического смысла картины в тексте художественного произведения создает так называемую „иллюзию экфрасиса”, когда раскрывается не сама картина, а тот, кто ее созерцает».