“
Во второй половине XIX в. Ш. Бодлером был творчески воплощен и эстетически осознан принцип «соответствия» (correspondance). <…> А. Н. Веселовский, знавший поэзию французских и русских символистов, писал, как мы помним, что по сравнению с эпохой синкретизма «мы научились наслаждаться раздельно и раздельно понимать окружающие нас явления, не смешиваем, как нам кажется, явлений звука и света, но идея целого, цепь таинственных соответствий (курсив мой. — С. Б.), окружающих и определяющих наше „я“, полонит и окутывает нас более прежнего». В стихотворении Бодлера, которое стало эстетической программой символизма и оказало влияние на последующие поэзию и прозу, мы наблюдаем именно это явление.
И дело, конечно, не просто в возрастании интереса к архаическим формам художественного мышления: совершается преодоление рационалистического видения мира (с характерным для него акцентированием причинно-следственных связей между явлениями) и выход на особого рода неосинкретизм. Природа предстает, как и у Тютчева и Фета, живой и говорящей не на метафорическом, а на каком-то ином языке, но ее жизнь и язык не поддаются логике субъектно-объектных и причинно-следственных отношений.
Еще А. Шопенгауэр утверждал, что отношения между субъектом и объектом не подчинены закону основания и не есть отношения причины и действия. У Бодлера и символистов это именно так. И сама природа у них уже не объект, а субъект. <…> Поэтому и язык ее основан не на механизме причинно-следственной логики, а на таинственных соответствиях между тем, что мы привыкли воспринимать как раздельное — звуком, запахом, цветом, формой. Запах имеет цвет, звук и плоть, он связан с «чистотой» или «развратом», свежестью, нежностью и т. д.
Этот же неосинкретизм представлен в «Гласных» А. Рембо. <…> Здесь звуки не просто окрашены в какой-либо цвет. «Е», например, не только белое, но и блестящее, чистое, холодное, хрупкое, высокое; «И» — красное, а также горячее, страстное, опасное.
Неосинкретизм внедряется не только в литературу. На его принципах строится музыкальная драма Вагнера, звуко-цветовая и словесная мистерия Скрябина, живопись Чюрлёниса и т. д.
Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001. С. 317−319