Техники анализа визуальных текстов
эпохи модернизма
Лекция 2
Когда мы анализируем тот или иной текст, в том числе визуальный, мы применяем различные техники анализа. Методы анализа складывались коррелятивно изменениям в визуальной культуре XX в. и прошли долгий путь от искусствоведческих к междисциплинарным и культурологическим.
Какими методами анализа мы пользовались:
  • Сравнительно-исторический
  • Искусствоведческий
  • Формальный
  • Гендерный
  • Социокультурный
  • Дискурс-анализ
При сравнительно-историческом анализе мы сравниваем картины, тексты друг с другом. Это могут быть работы одного автора за разное время, могут быть работы разных эпох, как, например, картины Жерара и Мане, Фрейда и Эмина. Этот анализ нам явно указывает на парадигмальные эстетические и культурные изменения.
Искусствоведческий анализ предполагает медленное и пошаговое описание объектов искусства в исторической и биографической перспективах.
Формальный анализ помогает понять, что нам сообщает форма изображения и ее изменения.
Дискурс-анализ выявляет разного вида властные отношения в культуре и искусстве, реализующиеся через визуальное.
А социокультурный анализ подводит общую базу и выявляет культурный код среды, в которой произошли изменения, воплотившиеся в визуальных формах.
Эти методы мы можем использовать при анализе любого визуального опыта: от картин и кинематографа до анализа архитектуры, ландшафта и городской среды
Включенное антропологическое наблюдение и метод «медленного чтения» — это важнейшие методы работы в городе. Но, работая с репрезентацией, можно использовать разные стратегии анализа.
Пример
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр», 1897
Посмотрите внимательно на картину Писсарро «Бульвар Монмартр»: что вы видите? Какова репрезентация города? Что нам сообщает картина?
Обратите внимание на:
  • Новую визуальную форму
  • Работу со светом и цветом
  • Тип наложения краски
  • Новую социальность
  • Урбанизацию
  • Ритм большого города
  • Дорожное движение
  • Введение полного освещения Парижа
  • Повседневность
Пример
«Метрополис» — немой художественный фильм Фрица Ланга 1927 г. Это эпическая, метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории.

Что режиссер хочет сказать зрителю, если ассоциирует антиутопию «Метрополиса» с изображением города Нью-Йорка? Очевидные визуальные отсылки к образу Нью-Йорка, сложившиеся на основании фотографий, показывают капиталистическую культуру и конвейеризацию в негативном демоническом свете.
Архитектурный язык
Каждый архитектурный язык характеризует общество и его ценности. Обратите внимание на формальную организацию пространства.
Конструктивизм
Ценность сообщества, горизонтальных коммуникаций, коммун, новых технологий и новых строительных материалов. Характеризует послереволюционный утопический период СССР.
«Сталинские высотки»
Сталинский ампир и эклектичность в архитектуре, «большой стиль»; характеризуют ценность вертикали власти, имперские амбиции, монументальность, иерархичность.
«Хрущевки»
Дома хрущевской постройки — советские типовые панельные или кирпичные жилые дома, обычно 5-этажные, с малогабаритными квартирами. Названы по фамилии Н. С. Хрущёва, в период правления которого началось их массовое строительство в СССР. «Хрущевки» в отличие от «сталинок», возводились из кирпича, имели квартиры меньших размеров, а архитектура домов была предельно проста и функциональна.
Однако «хрущевки» по многим характеристикам превосходили многоквартирные деревянные двухэтажные дома типовых серий, массово строившиеся в сталинский период, и позволили разрешить острую нехватку жилья. Они характеризуют отличную от «сталинок» картину мира и социоэкономическую среду. Акцент на личное, маленькое пространство, на частную, а не коллективную и имперскую жизнь.
Анализ артефакта и его репрезентации
  • Эстетическая картина мира
  • Аксиологическая картина мира
  • Дискурс власти
  • Культуриндустрия и эволюция техники
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Визуальная культура XIX–XX вв.
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.

Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
  • Что вы получите

    • 16 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Творческие и проверочные задания после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
    • Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
    • Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
    • Узнать визуальную историю культуры
    • Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта