Новые медиа, новые технологии всегда влияли и продолжают влиять на визуальный опыт: как на зрителя, так и на создателя визуального контента. Сначала фотография опосредовала рождение новой живописи импрессионизма, отказавшейся от былого реализма, затем кинематограф помог визуальным практикам стать авангардными и абстрактными. Новая эпоха, новые медиа, новая визуальность — это неизменная троица трансформаций.
Новая эпоха
Это конец аристократии и переход от буржуазии к массам. Новая эпоха и индустрия связаны с капитализмом и конвейером.
Конвейер как образ дегуманизации
Конвейерное производство — система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически.
Чарли Чаплин критикует безжизненное производство и дегуманизированный конвейер в фильме «Новые времена» — трагикомедии, снятой в 1936 г. и повествующей о злоключениях Маленького Бродяги, пытающегося выжить в новом индустриальном обществе во времена Великой депрессии.
Экономика образа — новая экономика, связанная с новой индустрией, порождающей новые технологии. Их свидетель — фотография, зеркало современного мира.
Фотография в эпоху индустриального капитализма
Смысловые парадоксы фотографии: фото как гарантия доверия, медиум как документ и свидетель
Фотография как стимул расширения культурных практик
Переоткрытие ландшафта
Фотография как конвейер образов и искусства
Фотография, хронофотография, кино, телевидение, компьютер, цифровая реальность, культура гаджетов — все эти новые медиа в XX и XXI вв. меняли визуальную культуру.
Новые медиа отражают идею ценности мегаполисов и ценности масс — нового класса
«Восстание масс» — социально-философский трактат испанского философа XX в. Хосе Ортеги-и-Гассета, описывающий культурный кризис Европы, связанный с изменением роли масс в обществе. Книга была опубликована в Испании в 1930 г.
В «Восстании масс» Ортега-и-Гассет дает определение понятию «масса»:
“
Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью. Масса — это те, кто плывет по течению и лишен ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны
Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
Автор сравнивает «массового человека» с избалованным ребенком с врожденной неблагодарностью ко всему, что смогло облегчить ему жизнь. При этом «массе» Ортега-и-Гассет противопоставляет «избранное меньшинство». Избранные, по мнению автора, — это «не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. <…> Избранные — единственные, кто зовет, а не просто отзывается, кто живет жизнью напряженной и неустанно упражняется в этом».
Ортега-и-Гассет отмечает изменение роли «массы» в обществе. Он пишет, что «сегодня массы достигли жизненного уровня, подобного тому, который прежде казался предназначенным лишь для немногих, массы вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются с ним, но и вытесняют его и сами его замещают», но при этом они остаются массой. Проблема состоит в том, что «заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».
Новые медиа первой половины XX в. Кино — искусство или развлечение?
У «масс» появляется свободное время и деньги, это влияет на развитие потребительской силы и индустрии развлечений: кино, фотография, выставки, комиксы. Кино и массовая культура становятся как средством пропаганды, так и формой нового искусства.
Так начинаются две парадигмы кино: от братьев Люмьер (документальное) и от Мельеса (игровое).
Эти же новые медиа — вызов визуальным практикам художника. Они влияют на переход к абстракции и исследованию проблем визуальности так таковой
Работы Сезанна и кубизм Пикассо и Брака становятся лидерами авангардных исканий. Поля Сезанна считают одной из ключевых фигур живописи XX в. Нынче его картины нам кажутся скучными, блеклыми, темными. Что в них такого революционного и важного?
Однако именно этими странными картинами Сезанна вдохновлялось молодое поколение резвых, ретивых, радикальных, наново мыслящих модернистских художников. Прочитав биографии Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Казимира Малевича или же Марселя Дюшана, можно уверенно заявить: авангардисты вышли из полотен Поля Сезанна!
Пример философии визуального опыта
“
«Мастерство Сезанна достигает совершенства в показе события, имя которому „яблоки“ и которое невозможно отрицать с помощью определенной работы рефлексии. Здесь нечего расколдовывать, тем более обращаясь к анализу культурных механизмов восприятия самих яблок. Сезанн разрушает традиционную клишированную систему репрезентативных ценностей и перемещает нас своим искусством в то предобразное пространство, где смысл задается, минуя рефлексию. Сезанн демонстрирует нам то, что когда-то в Средневековье называли „чтойностью“, т. е. такой неизбывной существенностью самой вещи, где она избыточна в отношении своей формы. Яблоки Сезанна как бы говорят нам: „То, что вы видите, есть яблоки“. Здесь не стоит растрачивать рефлексивную энергию на „расколдовывание“. Натюрморт Сезанна не нуждается в этом, он принадлежит к области чистого видения».
Мераб Мамардашвили
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»
На картине «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо пять обнаженных женщин выстраиваются из различных форм. Словно небо и облака врываются в пространство помещения, где они находятся. Сидящая героиня справа одновременно и отворачивается, и поворачивается к зрителю, демонстрируя профиль и полуоборот, ее глаза «скачут», как, впрочем, и все части тела.
Фас и профиль уживаются в плоскости овала лица и у других девиц. Пикассо пишет женщин в динамике, соединяя фазы движения и различные отрезки времени в статичном пространстве холста: комната, небо, облака, фрукты, позы — все начинает функционировать в ином режиме. Будто все это происходит в появившейся примерно тогда же концепции времени Анри Бергсона, сообразно которой в интуитивной одновременности образа мира присутствуют прошлое и настоящее. Футуристы скоро добавят в этот странный коктейль и устремление в будущее.
Так ХХ в. стал веком «-измов»
Больше нет одного правильного ответа на вопрос о том, что такое искусство. Искусств, приемов, методов бесконечно много. Задача — найти новый визуальный язык. От этого столько разных направлений:
Абстракционизм
Абстрактный экспрессионизм
Авангард
Акмеизм
Дадаизм
Кубизм
Постимпрессионизм
Сюрреализм
Фовизм
Футуризм
Экспрессионизм
Символизм
Примитивизм
Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке»
Визуальная культура авангарда:
Поиск языка
Выразительность
Индивидуальность
Значение автора
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.
Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
Что вы получите
16 уроков с видеолекциями
Авторская подача: просто и понятно
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Творческие и проверочные задания после каждой темы
Профессиональное видео
Быстрая связь с техподдержкой
Сертификат о прохождении курса
Зачем
По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
Узнать визуальную историю культуры
Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта