Культура модернизма пронизана и пропитана идеями прогресса, производительности, эволюции, улучшения быта, жизни и среды. Это выражалось в ценностях производства и масштабирования замыслов. И ярчайшим примером такого масштабирования искусства и установки его на массовые рельсы был раннесоветский модернизм. Но эти же идеи были актуальны для всей Европы 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.
Пример в Европе: Ле Корбюзье. План Вуазен, 1922–1925 гг.
Ле Корбюзье. План Вуазен, 1922–1925 гг.
План Вуазен
Проект крупномасштабной перестройки правого берега Парижа, созданный Ле Корбюзье между 1922 и 1925 гг. В 1922 г. начинающий архитектор Ле Корбюзье в виде диорамы площадью 100 квадратных метров преподносит посетителям Осеннего салона первый градостроительный план «лучезарного города» — Парижа.
Восхитившись Жоржем Османом, он предлагает префекту Парижа продолжить развитие города в соответствии с четырьмя жестокими постулатами:
«Разморозить» центр города
Увеличить плотность центра города
Увеличить городскую активность
Увеличить площади садов и зеленых зон
На этом плане посетители салона обнаружили город, разделенный на три отдельные части: центральную, деловую и жилую с миллионом жителей; районы, заложенные на дальнейшие развитие; периферийный пояс города-сада на два миллиона жителей. Две автострады с большими переходами над ними пересекаются под прямым углом в самом центре города, где 24 небоскреба вокруг аэропорта составляют деловой район.
Дом — это машина для жилья. Архитектуру не надо украшать, ею надо пользоваться
Новая визуальность
Современная визуальность и революция 1917 г. стали огромным источником вдохновения и энтузиазма для всех стран. Для нового государства была необходима новая визуальность. Такая визуальность, которая порывает с царскими, барскими, дворянскими традициями. И ею стал конструктивизм 20-х — начала 30-х гг. Принципы новой визуальности:
Модель башни Татлина, 1919 год
Художник как проводник реформ
Новому миру — новая визуальность
Борьба с классовым искусством прошлого
Универсализация
Конструктивизм
Казимир Малевич «Архитектон „Альфа”»
Конструктивизм — название одного из магистральных течений в авангарде — возник сначала в России, а затем и в Западной Европе в среде архитекторов и художников, ориентированных на строго научное знание, научно-технический прогресс, материалистические ценности. В советском искусстве конструктивизм получил настолько широкое распространение, что до начала 1930-х гг. неофициально признавался основным стилем молодого авангардного государства. Нередко конструктивизм ассоциируется исключительно с архитектурой, хотя идеи конструктивистов интегрировались во все сферы прикладной деятельности.
Новый язык нового общества в пространстве — архитектура. Новый язык нового общества в повседневности — конструктивизм в фотографии, кино, дизайне, плакате, иллюстрации, моде
Конструктивисты взяли на себя смелость ответить на вызов времени и затеять перестройку искусства на основаниях, существенно отличающихся как от метафизических концепций и трансцендентных устремлений абстракционистов, так и от магистральных трендов многих веков. Тяга к функциональности была свойственна устремлениям и взглядам ряда художников и особенно архитекторов Венского сецессиона, раскол которого созрел и случился именно по причине спора между адептами по меньшей мере двух тенденций: функционалистской (конструктивистской) и декоративистской (украшательской).
У сецессионистов тенденции эти непримиримо разошлись; у русских конструктивистов — срослись в единую установку. Конструктивисты отождествили, уравняли декоративность и функциональность, усладу и пользу: утилитарное эстетично, прагматика художественна, красиво то, что удобно.
Отныне вдохновение отменялось! А «степень красоты» произведения (будь то фотография, картина, предмет мебели, здание, театральные декорации и т. д.) стала эквивалентна степени функциональности, утилитарности, визуальной лаконичности и чеканной четкости.
Знаковый опыт обобщения формы Тео ван Дусбурга наглядно показывает эволюцию от условного реализма к абстракции и конструкции как к набору базовых элементов, из которых состоит сам предмет или его репрезентация. В итоговых абстракциях унифицированные геометрические элементы не зависят от первоначального изображения. Форма кодируется геометрической конструкцией — так создается новый язык. Далее этот язык ляжет в основу программирования и новых технологий, станет основой образовательных программ.
Суть этого языка — оптимизация изобразительности
Впрочем, и сама эпоха 1920-х гг. шла под знаменем индустриализации и оптимизации. Из богемного аутсайдера художник превратился в инженера нового мира, от которого зависело, как именно этот новый мир будет построен и устроен. Производству изображений предстоит и надлежит стать конвейерным, унифицированным. Базовый набор композитов и приемов позволял создавать искусство по принципу модульности.
Овладев формами, можно собрать любую конструкцию. Принцип модульности, допускающей масштабирование, переносится с изображения на все прочие сферы: моду, дизайн, анимацию, архитектуру; спустя годы — на компьютерную графику и т. п. Конструктивизм — это эсперанто социалистического мира, это универсальный новояз, нивелирующий классовые, этнические и иные различия.
Николай Суетин «Эскиз рисунка для тканей»
Поэтому логика конструктивизма конгениальна революции и строительству социалистического общества, согласованного и объединенного принципами равенства. Унифицированный язык, лишенный старых примет, ведущих к различиям, — это язык индустриализации, модульности, производства, труда.
Конструктивисты разрабатывали новый универсальный язык построения, похожий на язык программирования
Они кодировали информацию новыми средствами (модулями, композитами), передавали ее быстро, емко. Идеалами эпохи стали скорость, электричество, технологичность. Их всеобщность заставляла художников искать аналогии в искусстве.
Новая визуальность и производство
Универсальность
Воспроизводимость
Яркость
Конструкция
Конвейер, модульность, дизайн — эта триада характеризует производство визуальности и присутствует в разных практиках: конструктивизме, Баухаусе, «Де стейл».
Тиражируемость и массовость (в кино, газетах, плакатах и т. п.) рождают новый феномен — политизацию искусства
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.
Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
Что вы получите
16 уроков с видеолекциями
Авторская подача: просто и понятно
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Творческие и проверочные задания после каждой темы
Профессиональное видео
Быстрая связь с техподдержкой
Сертификат о прохождении курса
Зачем
По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
Узнать визуальную историю культуры
Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта