Вторичный, или условный, сюжет
Для его постижения нам необходимо знать, что мужская фигура с ножом представляет Св. Варфоломея, что женщина с персиком в руке — олицетворение правдивости, что группа людей, сидящих за трапезой в определенном порядке и в определенных позах, олицетворяет Тайную вечерю и что две определенным образом сошедшихся в схватке фигуры представляют битву добра и зла. Таким образом мы соединяем художественные мотивы и комбинации художественных мотивов (композиции) с темами и понятиями. Мотивы, воспринимаемые как носители вторичных, или условных, смыслов, можно назвать образами, а сочетание образов есть то, что старые теоретики искусства называли Invenzioni, мы предпочитаем называть их историями и аллегориями. Идентификация подобных образов, историй и аллегорий относится к области того, что принято называть „иконографией”.
В действительности, когда мы в широком смысле говорим о „содержании и его противопоставлении форме”, мы, как правило, имеем в виду противопоставление сферы вторичных, или условных, сюжетов, то есть мира специфических тем и понятий, проявляющихся в образах, историях и аллегориях, сфере первичных, или естественных, сюжетов, проявляющихся в художественных мотивах. „Формальный анализ”, в понимании Вельфлина, это прежде всего анализ мотивов и сочетаний мотивов (композиций), поскольку формальный анализ в строгом смысле слова должен был бы избегать даже таких выражений, как „человек”, „лошадь” или „колонна”, не говоря уж о таких оценках, как „уродливый треугольник, образуемый ногами микеланджеловского Давида” или „восхитительно четкое сопряжение суставов человеческого тела”.