Для понимания визуального кода XX в., практик и методов интерпретации важнейшей является теория бессознательного в психоанализе Фрейда, нашедшая свое воплощение сначала в сюрреализме, а затем в массовой культуре.
«Сюрреализм — это я», — всем известна эта громкая фраза Сальвадора Дали, адресованная себе и вселенской аудитории. Вместе с тем сюрреализм в живописи и за ее пределами не сводится к фигуре одного художника. В той же мере и с не меньшими основаниями Андре Бретон считал себя альфой и омегой сюрреализма.
Мы же можем сказать, что без Гийома Аполлинера, придумавшего само слово «сюрреализм», и без Зигмунда Фрейда, создавшего представление о бессознательном, никакого сюрреализма не было бы. Однако при этом сам знаменитый психоаналитик современное искусство критиковал, а сюрреализм считал глубинным заблуждением, предпочитая и почитая в искусстве традицию и старых мастеров.
Зигмунд Фрейд и теория бессознательного
Структура психики субъекта:
«Сверх-Я» (религия, культура, мораль, государство, номы и т. п.)
«Я» — самоидентичность
«Оно» — бессознательное
Творчество как сублимация, работа с вытесненным и травмой
Зигмунд Фрейд открыл иную, стратифицированную целостность — психику человека, разделенную на «Я» (сознание), «Оно» (бессознательное) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», внутренний повелитель). Фрейд распознавал пути, ведущие в сферу бессознательного, как раз по частицам и фрагментам — оговоркам, опискам, случайным жестам, обрывкам сна и т. д.
Теория Фрейда перекликается с современным ему символизмом, выходящим прежде всего из романтизма (большей частью из литературы розмантизма с ее разделением, раздвоенностью мира), которым Фрейд тоже интересовался. Позже, в 1920-е гг., сюрреалисты (пускай и не все) вынесут и вознесут психоанализ Зигмунда Фрейда на знамена, а некоторые приемы, подходы и положения психоанализа внесут в сюрреалистический кодекс и кредо.
На слове, языке, речи основывается и психоанализ Зигмунда Фрейда, послуживший во многом краеугольным камнем для движения сюрреалистов. Конечно же, вовсе не потому, что отец психоанализа написал много книг, но потому, что сообразно психоаналитической теории именно слово — свободная, неконтролируемая сознанием речь пациента со всеми ее оговорками и огрехами — является предметом исследования и посредником для связи с миром бессознательного, к которому отчаянно будут стремиться и прорываться сюрреалисты.
Так, работы Дали построены на поисках Эроса и Танатоса — важнейших категориях психоанализа. Любовь и смерть завораживают. Эти категории стали неизменными участниками визуального искусства, кино и сериалов, топосами сторителлинга. Экспрессионизм же, особенно под влиянием книг Кракауэра, можно считать предчувствием катастрофы — Второй мировой войны.
«От Калигари до Гитлера»
«От Калигари до Гитлера» использует историю кино, чтобы исследовать социальную структуру немецкого общества с момента зарождения медиума (1895 г.) до захвата власти нацистами (1933 г.). Тезис состоит в том, что в Германии существовали определенные «коллективные наклонности», а именно склонность к болезненному и мрачному при одновременной политической и культурной незащищенности, которые необходимо учитывать для более глубокого понимания национал-социализма. Кракауэр понимает это «коллективное сознание» не в смысле отрицательного национального характера немцев, а как следствие определенных исторических событий и недостатков, которые уже упоминались в его анализе нацистской пропаганды в 1937 г.
Психоанализ и визуальный сторителлинг
Идеи психоанализа, теория архетипов Юнга в сочетании с морфологией волшебной сказки В. Проппа породили шаблонные скрипты для сериального и кинематографического повествования.
Мономиф, или единый миф, — это идея, что у всех мифов есть единая структура сюжета — путь героя. Согласно нему, герой из мифа в миф структурно проходит один и тот же путь с одними и теми же испытаниями. Термин «мономиф» впервые использовал Джозеф Кэмпбелл, заимствовавший его из романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Согласно структуре мономифа создаются фильмы и прочие нарративы, вплоть до конструирования образа политического героя.
Сюрреализм обращался к бессознательному в культуре, улавливая настроения катастрофы
Макс Эрнст «Ангел домашнего очага или триумф сюрреализма», 1937
Важная и знаковая картина, написанная во времена концентрации насилия: в Испании идет гражданская война, в СССР начался Большой террор, в Германии у власти единственная законная партия НСДАП. Уже (в 1936 г.) был заключен Антикоминтерновский пакт между Германией и Японией. В 1937 г. к нему присоединилась Италия, в 1939 г. — Венгрия и Испания, по сути, составив военную коалицию.
Уже скоро, в 1938 г., свершится еврейский погром, известный под названием Хрустальная ночь: начнутся массовые аресты и уничтожение евреев. Картина передает атмосферу ужаса и насилия. Огромный монстр будто вырвался на свет и принялся крушить землю вокруг себя. Образ иррационального, буйного насилия, не подвластного силам человека, становится образом бессознательной тревоги самой эпохи.
Художник на службе государства и пропаганды
Параллельно в это же время формируется канон взаимодействия государства и художника, не предполагавший вольнодумства, но цензуру и пропаганду, поставленную на рельсы массового употребления. Еще в 1922 г. самоорганизовалась «Ассоциация художников революционной России» (с 1928 г. — АХР, «Ассоциация художников революции»).
Это было довольно обширное объединение советских художников, графиков, скульпторов, несогласных с авангардными установками в искусстве. Монументальный канон, основанный на эстетике передвижников и социальных реалистов XIX в., правда, с включением достижений раннего модернизма; этот канон, подрываемый передовыми художниками уже более полувека; тот самый канон, поверженный и обреченный на прозябание в стенах академий, — вдруг был реанимирован.
Он составил эстетическо-этическую базу самой многочисленной художественной группы 1920-х гг., попавшей под патронат государства. Эта ретроградная и, казалось бы, уже вымершая художественная парадигма неожиданно воскресла, приспособилась к насущным нуждам и прочим аппетитам власть имущих и легла в основу пропагандистского искусства СССР.
“
Поставив перед собой задачу создания нового, советского искусства, — тематической картины, правдиво отражающей новую, советскую действительность, — и сплотив художников-реалистов, АХРР в 1922–1932 гг. являлась самым передовым художественным объединением. Деятельность ее была началом решительной победы реализма в советском искусстве. Развитие АХРР протекало в обстановке ожесточенной борьбы с воинствующими формалистами, раболепствующими перед буржуазным Западом и его гнилым, растленным искусством.
Большая советская энциклопедия (2-е изд., 1950–1958 гг.)
“
Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма <…> явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.
Большая советская энциклопедия (1947 г.)
Так, визуальная культура в 1930–1940-е гг. работает на службе у пропаганды:
Регулирование визуальной культуры государством
Цензура
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.
Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
Что вы получите
16 уроков с видеолекциями
Авторская подача: просто и понятно
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Творческие и проверочные задания после каждой темы
Профессиональное видео
Быстрая связь с техподдержкой
Сертификат о прохождении курса
Зачем
По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
Узнать визуальную историю культуры
Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта