Глоссарий
Дополнительные материалы
  • Абстрактный экспрессионизм
    Школа художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.
  • Академизм
    Направление в европейском искусстве, сложившееся в художественных академиях XVI–XIX вв., основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
  • Акционизм
    Форма современного искусства, возникшая в 1960-е гг. в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие.
  • Аффект
    Эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, часто сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
  • Баухаус
    Учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 гг. Архитектурная и художественно-промышленная школа, обозначившая основные принципы архитектуры XX в. Наряду с доктриной функционализма, стала инициатором концептуального понимания архитектуры.
  • Берта Моризо
    Французская художница, входившая в круг художников в Париже, ставших известными как импрессионисты. В 1864 г. она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции Академии изящных искусств Франции.
  • Бессознательное
    Совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное («Ид») и сознательное рассматриваются как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики («Я» и «Сверх-Я»), также отсутствует в сознании.
  • Гиперреальность
    Термин в семиотике и философии постмодернизма, описывающий феномен симуляции действительности, а также неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитых странах постмодернистской культуры.
  • «Де Стейл», «Де Стиль»
    Творческое объединение художников, образованное в Лейдене в 1917 г. Также название журнала, издаваемого основателем объединения — нидерландским живописцем, архитектором, скульптором и теоретиком искусства Тео ван Дусбургом.
  • Дегуманизация
    Действия, направленные на отрицание принадлежности субъекта к человеческому роду и лишение его человеческих прав. На практике часто выражается в крайне жестоком обращении с субъектом как с тем, кто якобы стоит на более низкой ступени развития.
  • Импрессионизм (фр. impressionnisme ← impression — «впечатление»)
    Одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX в., зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического метода. Сосредоточив свое внимание на тональных отношениях и валерах, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов.
  • Инклюзивность
    Это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс.
  • Интертекстуальность
    Соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
  • Ирония
    Сатирический прием, в котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу; вид тропа; выражающее насмешку лукавое иносказание, когда в контексте речи слова употребляются в смысле, противоположном их буквальному значению.
  • Искусствоведение
    Род гуманитарных наук, комплекс дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру).
  • Камиль Писсарро
    Французский и датский художник еврейского происхождения, импрессионист и неоимпрессионист, один из первых и наиболее последовательных представителей как импрессионизма, так и неоимпрессионизма. Единственный участник всех 8 групповых выставок импрессионистов с 1874 по 1886 гг.
  • Клиповая культура (англ. clip culture)
    Термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного средствам массовой коммуникации способа представления и восприятия информации. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение ее целостных моделей.
  • Клод Моне
    Французский живописец, один из основателей импрессионизма.
  • Конвейерное производство
    Система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически.
  • Конструктивизм
    Направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 г. и существовавшее до первой половины 1930-х гг. в СССР, затем в ряде других стран, прежде всего в Германии и Нидерландах.
  • Концепт-арт
    Направление в искусстве, предназначенное для того, чтобы визуально передать идею произведения, но не форму или внешние атрибуты. Как правило, создается на начальной стадии разработки проекта и предназначается для использования в фильмах, компьютерных играх, комиксах до создания финальной версии.
  • Культуриндустрия (индустрия культуры)
    Понятие, которое впервые ввели представители Франкфуртской школы Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно в своей знаменитой работе «Диалектика просвещения». По их мнению, индустрия культуры — это целый промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сферах искусства, живописи, литературы, кино и др. Она не несет ценностных ориентиров для человека, не направлена на духовное обогащение и просвещение, являясь, по сути, развлекательным бизнесом. Индустрия культуры понимается как разновидность товара, у которого есть производитель и потребитель. В качестве потребителя выступают массы, которые посредством стандартизированного искусства являются объектом манипулирования в капиталистическом обществе. Порождая ложные потребности, индустрия культуры превращает потребителя в пассивного обывателя, равнодушного даже к собственному экономическому положению, как бы тяжело оно ни было.
  • Медиа (англ. media, от лат. Medium — «посредник»)
    Обширное понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство).
  • Метод медленного чтения
    Это намеренное снижение скорости чтения, цель которого — улучшение понимания текста или получение удовольствия. Метод медленного чтения позволяет более полно понять и оценить сложный текст при изучении философии и литературы.
  • «Метрополис»
    Немой художественный фильм Фрица Ланга 1927 г. Это эпическая метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма.
  • Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный», «недавний»)
    Это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности. Под модернизмом также понимают изменения в литературе, архитектуре и искусстве в конце XIX — начале XX в., направленные на разрыв с предшествующими художественными традициями, стремление к новому, условность стиля, поиск и обновление художественных форм.
  • Модернизм в искусстве
    Условное обозначение тенденций развития искусства, течений и школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка. В представлении модернистов авангард представляет собой пройденный этап и даже своеобразную новую классику, которую следует, как и старую классику, развивать, а не опровергать. Авангардизм кратковременен, он проявляется лишь в переломные моменты истории; модернизм перманентен, он отражает постоянное стремление к совершенствованию художественной формы.
  • «Новые времена» (англ. „Modern Times”, другое название — „The Masses”)
    Трагикомедия Чарли Чаплина, снятая в 1936 г. и повествующая о злоключениях Маленького Бродяги, пытающегося выжить в новом индустриальном обществе во времена Великой депрессии. Премьера — 5 февраля 1936 г.
  • Общество потребления
    Понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе индивидуального потребления, опосредованного рынком. Его экономическим базисом является потребительский капитализм.
  • Пастиш
    Вторичное художественное произведение, представляющее собой имитацию стиля работ одного или нескольких авторов, стилизацию, частный случай эклектики в искусстве. В отличие от пародии, пастиш не столько высмеивает, сколько чествует оригинал. Пастиш отличается от аллюзии.
  • Перформанс
    Форма современного искусства, жанр театрально-художественного представления, в которой произведения составляют действия художника или группы в определенном месте и времени.
  • Перформативный поворот
    Понятие «перформативный» выдвинуто Джоном Л. Остином в лекции «Как производить действия при помощи слов» (Гарвард, 1955). Современные теоретики перформанса, такие как Роузли Голдберг и Клэр Бишоп, также «напрямую отсылают к раннесоветскому театральному авангарду как к протоперформативному искусству, переоткрытие которого совершил западный неоавангард 1960-х гг.». Действительно, и в книге Голдберг «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» (2017), и в книге Бишоп «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» (2018) хроника перформативного и партиципаторного искусства берет начало в футуристических практиках и «театральных новшествах, появившихся после большевистской революции». Рождению русского перформанса, считает Голдберг, способствовали два обстоятельства: реакция художников против старого порядка как в искусстве, так и в политике и влияние итальянского футуризма, которые русские переосмыслили на свой лад. Спустя век после футуризма в российском театре наступает перформативный поворот. Понятие «перформативность» определяется у Фишер-Лихте через ряд признаков (от типа коммуникации между зрителем и сценой до специфического, телесного присутствия актера/перформера) и объемлет собой послевоенные десятилетия; при этом признаки явления она находит и в раннем XX в.
  • Позитивизм
    Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
  • Поп-арт
    Направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США 1950–1960-х гг., возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.
  • Постмодерн, или постсовременность
    Одно из главных понятий современной социальной теории, описывающее незавершенный исторический период с момента начала размывания основ индустриального общества. Постмодерн связывается с отрицанием и преодолением социальной организации, присущей обществу так называемой эпохи модерна, или модернити (нем. Moderne, англ. Modernity, фр. Modernité), акцентирует разрыв со временем модерна. Термин «эпоха модерна» не имеет точной связи с конкретным историческим периодом и зачастую применялся для описания различных временных отрезков. Во времена Просвещения модерном называли возникающий индустриальный порядок, который противопоставлялся феодальным обществам. Одни авторы относили начало эпохи модерна в Европе к концу XVII в., другие, как, например, А. Тойнби, — к более раннему времени (вплоть до XIV в.). Аналогичным образом трудно выделить период постмодерна, иногда его рассматривают широко. Понятие было введено в научный оборот в середине 1950-х гг. Ранее А. Тойнби (1939) связал постмодерн с периодом после Первой мировой войны, а затем (1946) отнес его возникновение к 1870-м гг. П. Друкер и Ч. Р. Миллс в 1950-е гг. использовали альтернативный термин „post-modern order”. Впоследствии понятие «постмодерн» стали использовать в исследованиях культуры и общества (работы Ч. Дженкса, Л. Фидлера, Ж. Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, И. Хассана и других в области архитектуры, искусства, литературы, социальной психологии, лингвистики и символических систем). В современной социологии некоторые черты эпохи модерна, например динамизм, ориентацию на постоянные социальные изменения (А. Турен), переносят и на постмодерн, который, соответственно, рассматривается как время динамичного роста разнообразия и плюрализма в обществе и культуре. Постмодерн предполагает отказ от господства тотальности и единообразия, от приоритета экономического принципа полезности; признание альтернативности социального прогресса; уменьшение роли массовых социальных движений; возникновение новых ценностей, мотивов и стимулов, ориентированных на культуру, а не на материальное производство, которое рассматривается как производство символов или знаков (Ж. Бодрийяр). Сторонники постмодерна считают его постэкономической эпохой, в которой преодолены прежние формы индустриального общества: массовое потребление и товарное индустриальное производство, фордизм; человек более не рассматривается как составной элемент в системе экономического производства. Исходя из этих посылок эпохе постмодерна зачастую приписывают рост внутренней человеческой свободы, преодоление отчуждения, некоторое освобождение индивида от власти экономических и политических структур. Если для модернити характерно господство европейской культуры, то в эпоху постмодерна происходит упадок моделей национального государства и отказ от европоцентризма; постмодерн имеет глобальный масштаб.
  • Пропаганда
    Распространение взглядов, фактов, аргументов, часто слухов, искаженной информации или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.
  • Психоанализ
    Психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX в. австрийским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856–1939), а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
  • Реклама
    Форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг от имени какой-либо компании. Реклама представляет собой неличные формы коммуникации.
  • Репрезентация
    Широко используемый в различных областях термин. В контексте исследований визуального материала это нередко контекстуальный синоним к понятию референция («репрезентировать — это всегда указывать, представлять, символизировать» — Гудмен Н., «Способы создания миров», IV), поскольку, так же как и «референция», функционирует в рамках дискурса о первообразе, что зачастую сводит исследовательский фокус к семиотической проблематике. Будучи помещенной в семиотический дискурс, Р. встраивается в традиционный круг проблем о самостоятельном значении изображения по отношению к первообразу. Формулируя этот круг проблем очень обще, можно свести его к основному затруднению: как возможно, чтобы изображение имело содержание (следовательно, отсылало к чему-то другому) и при этом обладало собственной значимостью (онтологической или ценностной).
  • Ресентимент
    Чувство враждебности к тому, кого субъект считает причиной своих неудач, бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе».
  • Ризома
    Одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 г. и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов.
  • Семиотика (греч. σημειωτική, др.-греч. σημεῖον — «знак», «признак»)
    Общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.
  • Симулякр (фр. simulacre, от лат. Simulacrum — «подобие», «копия»)
    Один из базовых терминов, используемых для анализа современного общества, чаще всего ассоциируется с постмодернистской философией. Этим понятием обозначают изображение, копию, не отсылающую к оригиналу. Однако разные теоретики наделяли симулякр разными интерпретациями.
  • «Смерть автора»
    Эссе 1967 г., одно из самых известных произведений французского философа, литературного критика и теоретика Ролана Барта, ключевое для структурализма.
  • Соц-арт
    Одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х гг. в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.
  • Сюрреализм
    Направление в литературе и искусстве ХХ в., сложившееся в 1920-х гг. в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более 40 лет до появления новых течений 1960-х гг.
  • Тоталитаризм
    Политический режим, подразумевающий абсолютный контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
  • Формальный анализ
    Принципиальный для искусствоведения метод, направленный на изучение аспекта формы в отдельных произведениях и стилистических явлениях истории искусства (стилях, направлениях, тенденциях, индивидуальных манерах). Практическое владение этим методом исследования однозначно определяет представителя искусствоведческой специальности. У формального анализа есть методологические аналоги в литературоведении и других дисциплинах, изучающих средства выразительности в творческом произведении того или иного вида искусства. Однако из-за характера таких средств (в искусствоведении это красота и выразительность трехмерных объектов и изображений на плоскости) формальный анализ является специфическим для нашей науки методом, принципы которого нужно специально осваивать в рамках искусствоведческой подготовки параллельно с системным изучением всеобщей истории искусства. Для формального анализа допустимы различные наименования. Можно называть его формальным исследованием искусства, формальным методом или подходом. При решении задачи стилистического определения произведения или творчества мастера используются выражения «формально-стилистический анализ/метод/исследование» или «стилистическое исследование».
  • Фотография
    Технология записи изображения путем регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к статичным изображениям. В то же время в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумаге химическим способом или принтером. На технологиях фотографии основано фотоискусство, которое считается одним из видов изобразительного искусства и занимает ключевое место в современной массовой культуре. Первое устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 г. французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Датой изобретения технологии по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии считается 7 января 1839 г., когда Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии на заседании Французской академии наук.
  • Эдуард Мане
    Французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
  • Эстетика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство», «чувственное восприятие»)
    Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
  • Gamestudies
    Исследование видеоигр. В ряде европейских стран именуется людологией, однако данное понятие более узкое. Дисциплина не имеет специфического метода познания или специфического понимания, что являет собой видеоигра.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Визуальная культура XIX–XX вв.
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.

Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
  • Что вы получите

    • 16 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Творческие и проверочные задания после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
    • Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
    • Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
    • Узнать визуальную историю культуры
    • Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта