Модернистское искусство связано с искусством с трансцендентальным горизонтом, с образом художника-пророка, путешествующего в глубины бессознательного, духа или архетипа. Это искусство близко довоенному. Но мир чрезвычайно изменился.
И новый послевоенный мир, переживающий экзистенциальных крах, экономический провал, сомнение в своих основаниях, искал другой язык. Такую речь, которая бы проявляла и выявляла властные установки в культуре, сакрализацию знания и другие формы репрессий. Искусство молодого поколения не хотело быть искусственным и трансцендентным: его создавали люди из плоти и крови, переживавшие, страдавшие.
Многие столетия живопись отказывала им в телесном соучастии. Художники, настроенные на критику общества истребления, потребления и спектакля, на вскрытие коммерческих установок институций и критического аппарата, — рефлексирующие художники — это знак нового послевоенного поколения, постмодернизма. И молодое поколение художников пришло нарушить покой модернизма, заложив парадигму «пост» — художественного языка, идущего после модернизма, вследствие него, за ним и против него.
Поведем итоги
Визуальная культура XX в. (точнее, периода до Второй мировой войны) характеризуется рядом положений:
Коллективность
Искусство и художники жаждали коллектива, считая, что коллектив — идеальное общество, в котором можно реализовать политические, эстетические и этические установки.
Подлинная вещь
Ставка была на ощущение подлинности вещи и создания подлинной вещи, объекта.
Я-субъект
Ставка на подлинность субъекта, важность автора и его картины мира и концепции искусства.
Серьезность
Визуальная культура мыслится через серьезность и монументальные проекты, сакрализирующие себя.
Утопия
Ставка на утопическое и модернизацию — устроение нового общества при помощи культуры. Визуальное и пропаганда.
Время
Ощущается как стремительное движение.
Человек
Мыслится демиургом.
Послевоенное время и XXI в. предлагают иные акценты на:
Сообщество
Подлинность впечатления. Аффект
Я-идентичность. Смерть субъекта
Игру, пастиш, иронию, абсурд
(Не)места памяти. Травму
Время — информация
Машину
Визуальные практики как способ сообщества: этическое измерение. Этическое и инклюзивное характеризуют горизонтальные ценности нового искусства
Подлинность впечатления и аффект — важность переживания и его реальность — становятся объектом искусства постмодерна
Я-идентичность и мир множественности открывается в рамках горизонтальных ризоматичных ценностей глобального открытого мира.
Дэмиен Херст «За любовь Господа», 2007
Ностальгия, ресентимент, места памяти — это важнейшие топосы, которые прорабатывают художники и создатели визуального нарратива сегодня.
Конец истории и кризис нарратива — характерные черты визуальной культуры постмодерна, выражающиеся в инсталляциях и перформансах.
Стеларк «Третье ухо», 2006
Множественность визуальных практик XXI в. отражают политику инклюзивности и множественности форм самовыражения, голосов, методов и установок. Сегодня невозможно сказать, что такое искусство. Искусством стало все, сообразное контексту и множественности сообществ. Это принципы свободного общества — жизнь множественности форм визуальной культуры.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.
Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
Что вы получите
16 уроков с видеолекциями
Авторская подача: просто и понятно
Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
Творческие и проверочные задания после каждой темы
Профессиональное видео
Быстрая связь с техподдержкой
Сертификат о прохождении курса
Зачем
По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
Узнать визуальную историю культуры
Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта