Визуальная культура постмодерна и XXI в.: ирония, пастиш, игра
Лекция 11
Визуальная культура постмодерна охарактеризована желанием критической дистанции по отношению к культуре и идеологии. Критическая дистанция устанавливается за счет работы определенных категорий. Эти категории работают над переосмыслением фреймов, клише и культурных стереотипов и идеологии. Логика от модерна к постмодерну связана с переходностью.
Серьезность vs ирония (игра):
  • Абсурдизация
  • Иронизация
  • Интервенция
  • Карнавализация
  • Работа с иерархиями
  • Критика понятий «массовое искусство», «низкое искусство» и «высокое искусство»
Борьба с порядком — это принцип искусства, не допускающий линейности, однозначности и тоталитарности
Виднейшие практики постмодернизма в архитектуре, такие как Роберт Вентури, Морис Кюло, Леон Крие, Альдо Росси, Антуан Грюмбах, сформулировали его следующие постулаты:
  • «Подражание»
    Например, историческим памятникам и «образцам».
  • «Отсылки»
    Например, к какому-либо памятнику архитектуры в общей композиции или ее деталях.
  • Работа в историко-архитектурных «стилях»
  • «Обратная археология»
    Сближение нового объекта со старой строительной техникой.
  • «Повседневность реализма и античности»
    Создаваемой путем известного «принижения» или упрощения применяемых классических форм.
Особо пристальному надзору подвергаются идеологические конструкции — они девальвируются в дискурсе постмодерна.
Ирония, пастиш, игра
Визуальная критика метанарративов, идеологии и дискурса власти особенно видна в работах соц-арта. Примеры: Александр Косолапов, Леонид Соков, «Ленин — гриб» — телевизионный сюжет-мистификация, подготовленный музыкантом Сергеем Курехиным и журналистом Сергеем Шолоховым. Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединяющем понятие «соцреализм» с понятием «поп-арт».

Леонид Соков «Сталин и Монро»

Повальное господство вещевого фетишизма в капиталистическом обществе перекликалось с засильем советского идейного мифотворчества. Создатели соц-арта прекрасно понимали пустоту, лживость и лицемерие официального искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и формы этого искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт развенчивал в игровой, зачастую эпатирующей форме их истинный смысл, пытаясь освободить зрителя от идеологических стереотипов.
Грани и границы серьезности/игры
Постмодерн разделяет принцип десакрализации «высокого» искусства через включение повседневных простых объектов в план художественной рецепции; породил всплеск неодадаизма после Второй мировой войны. Если огрубить, очевидна общая этическая интенция у дада и поп-арта: сортируя искусство, находя ему место на шкале ценностей — высокое/низкое, правильное/неправильное, дегенеративное/нормативное, свое/инаковое, — формируется логика, продолжающая традицию авторитарного судящего мышления, европофаллоцентричного, маскулинного и патриархального, сакрализирующего искусство, присваивающего знание о нем.
В обществах, основанных на иерархии, градации, суду и приговору подвергается не только искусство, но и люди: разного «рода», касты, класса, антропологии и т. п. Культура, которая зиждется и формирует самоидентичность на четких бинарных оппозициях, совершает тотальное суждение о человеке, искусстве, объекте, маргинализируя повседневное, личное, интимное, не допуская его в план общественного и тем более «высокого» искусства, поскольку у последнего «высокая» роль — просвещать, учить, сообщать о ценностях и целях. Обычно эти категории связаны с суперпозицией «Сверх-Я», властным подавлением и насаждением нормы или идеологии.

Джефф Кунс «Собака из воздушных шаров»

Визуальная культура постмодерна деиерархизирует мир искусства, общество, направленное на старое имперское величие (дворцы и живопись), за счет включения предметов повседневных (инаковых), неценных, утилизированных и обыкновенных. Это логика горизонтальных отношений художника и зрителя, художника и его материалов. Концепция «произведения искусства» уступает место «объекту» или «арт-объекту» — предмету, который рефлексивно указывает (автоматически вскрывая) на конвенциональные границы, которые устанавливает общество, галерея или художник, идеология, коммерческий рынок и т. п.
Несколько позже арт-объекты станут частью инсталляций, городского дизайна и др. Их важная роль — коммуникация со зрителем. Дистанция и ирония становятся неотъемлемой частью метода поп-арта и метода постмодернизма, испытывающего подозрение по отношению к серьезности и проводящего критическую работу по разоблачению норм.
Игра, пастиш, дистанция, ревизия социальных желаний и устойчивых фреймов в то же время указывают на саморефлексивность художников, которые отнюдь не верят в большие ценности и метанарративы — в идеологию
Эта логика указывает на причастность художников к новой эпохе — эпохе, которая сложилась после Второй мировой войны вследствие модернизма, после него и из-за него. Новое эстетическое сознание было направлено на работу с социальной средой 1950–1960-х гг., в которой бурлили новые поколения. Примечательно, что и сами работы художников позже обретут рецепцию в теоретическом плане, то есть художники задавали некий новый угол взгляда на современность, обнаруживающий механизмы капиталистического рынка, продюсирования грез и желаний.

Такаши Мураками «Гифа постепенно покроет мир. „Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!”»

Десакрализация, остранение, коллаж — эти принципы важны как принципы критической дистанции и отражают мозаичную культуру логики посткапитализма.
Новая визуальность как тотальная критика капитализма, посткапитализма и дискурса власти: работы братьев Чепмен исследуют различные метанарративы, в которых любые глобальные структуры понимаются как структуры дегуманизации и тоталитаризма. Метод их иронии прорабатывает установки культуры.
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Визуальная культура XIX–XX вв.
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.

Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
  • Что вы получите

    • 16 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Творческие и проверочные задания после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
    • Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
    • Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
    • Узнать визуальную историю культуры
    • Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта