Визуальная культура постмодерна и методы ее интерпретации
Лекция 9
Визуальная культура постмодерна — мир множественности голосов:
  • Концептуализм
  • Минимализм
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Поп-арт
  • Оп-арт
  • Перформанс
  • Хэппенинг
  • Акция
  • Инсталляция
  • Видеоарт
  • Стрит-арт
  • Урбан-арт
  • Ленд-арт
  • Гиперреализм
  • Фемарт
  • Боди-арт
Эта множественность показывает важность разных взглядов на визуальное, деиерархизацию практик. Искусство отныне не искусство с большой буквы, а арт-практики, которые важны для общества. Теоретики новой культуры и визуальности пришли из философии, но они важны и для понимания визуального постмодерна.
Жан-Франсуа Лиотар
Жан-Франсуа Лиотар предложил понятие «метанарратив», что означает универсальную систему понятий, знаков, символов, метафор и т. д., направленную на создание единого типа описания. С помощью метанарратива соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи метанарратив, как правило, состоит из наиболее общих понятий и создается преимущественно в процессе философского осмысления.

Жан-Франсуа Лиотар писал о кризисе великих проектов, метанарративов. Его идеи касались и социальной политики, предполагающей не насильственную унификацию множественности в единое «коллективное тело», а сохранение разнородности.
Ролан Барт
Ролан Барт публикует в 1967 г. эссе «Смерть автора», в котором выводит значимость роли читателя в интерпретации, восприятии и переозначивании каждого текста. Позже он начнет развивать ряд постструктуралистских концепций: «наслаждение» от текста, «третий смысл», «пунктум» — те внесемиотические аффекты, присущие взаимодействию человека с искусством.

Жак Деррида
Объектом ревизии для него становится вся классическая западноевропейская философская традиция, в которой Деррида видел жесткую имперскую идеологию западного мира. Он обратил внимание на доминирование логоцентризма в западной философии (и цивилизации). Логос — это не столько разум, сколько слово или голос — ценный и центрирующий (речь философа, политика, проповедь Христа и т. п.) смысл вокруг опорного топоса — речи и власти говорящего, что ведет к иерархии.

Логоцентризм может иметь формы «фоноцентризма», «фаллоцентризма» и «этноцентризма». Логоцентризм порождает метафизику, которая зиждется на системе бинарных оппозиций (чувственное — умопостигаемое, правда — ложь, добро — зло, тело — душа, речь — письмо, культура — природа и т. д.).
Мишель Фуко
На 1960-е гг. приходится расцвет новой интеллектуальной мысли. Мишель Фуко берется за ревизию понятия «рационализм», а также понятий «здоровье», «болезнь», «безумие» и т. п., показывая историческую и конвенциональную природу нормы. Он исследует историю формирования «знания» и «науки», природу власти и устроения иерархий. В этот период выходят значимые книги: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Рождение клиники: археология врачебного взгляда» (1963), «Слова и вещи» (1966).

Жиль Делёз
Развивал концепцию «номадического мышления» — принцип анархизирования однозначности. «Безумие», а точнее «шизофрения», противопоставляется централизованному мышлению и знанию, порождающему контроль. В европейской цивилизации знание принято понимать как древовидную структуру, имеющую корни и крону, укорененную в почве.

«Древо мировое» встречается в подавляющем большинстве мифов и легенд — это идея и образ, структурирующий мироздание. Лингвистическое, фамильное, информационное древо — это центрированные и выстраивающие иерархию принципы мышления о мире, создающие тотальные или магистральные тропы. Как альтернативу Делёз предложил концепцию ризомы — корневища, стелющегося по земле, как клубни клубники. Горизонтальные плоские связи не выстраивают иерархий.
Все означенные теоретики переосмысляли культурные процессы. А визуальные практики их отражали
Перформативный поворот
Исследователь П. Митенко выводит, что в теории и практике зарубежного театра перформативный поворот произошел в 1950–1960-х гг.
Само понятие «перформативный» выдвинуто Джоном Л. Остином в лекции «Как производить действия при помощи слов» (Гарвард, 1955). Современные теоретики перформанса, такие как Роузли Голдберг и Клэр Бишоп, также «напрямую отсылают к раннесоветскому театральному авангарду как к протоперформативному искусству, переоткрытие которого совершил западный неоавангард 1960-х гг.».
Действительно, и в книге Голдберга «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» (2017), и в книге Клэр Бишоп «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» (2018) хроника перформативного и партиципаторного искусства берет начало в футуристических практиках и «театральных новшествах, появившихся после большевистской революции».
Марина Абрамович «Ритм 0»
Рождению русского перформанса, считает Голдберг, способствовали два обстоятельства: реакция художников на старый порядок как в искусстве, так и в политике и влияние итальянского футуризма, который русские переосмыслили на свой лад. Спустя век после футуризма в российском театре наступает перформативный поворот.
Понятие «перформативность» определяется у Фишер-Лихте через ряд признаков (от типа коммуникации между зрителем и сценой до специфического телесного присутствия актера/перформера) и объемлет собой послевоенные десятилетия; при этом признаки явления оно находит и в раннем XX в. Российский перформативный поворот 2010–2020-х гг. обращен, однако, не в сторону авангардистских жестов и не в сторону постмодернистской игры с провокацией, но в сторону Джона Кейджа и открытий 1960-х гг., переосмысляющих оптику художника и его взаимодействие с реальностью (как с политикой в целом, так и с отдельным зрителем).
Зонтичное понятие „performance art” включает в себя все разновидности „live art” — хэппенинг, акционизм, галерейные эксперименты, социальный театр, иммерсивные практики, сайт-специфик. То есть те формы «зрелищных искусств», которые ответили на кризис репрезентации попытками отождествить сцену театра со сценой жизни
Визуальная культура и перформативный поворот:
  • Логика соучастия
  • Смерть автора — рождение интерпретации
  • Полисемантичность, исследование социальных фреймов
  • Эстетика перформативности
  • Фишер-Лихте:
    «Зрители воспринимаются как партнеры по игре, чье физическое присутствие, реакции, восприятие формируют спектакль наравне с действиями актеров. Таким образом, спектакль возникает как результат интеракции между исполнителями и зрителями» (Фишер-Лихте Э. «Эстетика перформативности»).
  • Перформативность в пространстве
    Выявление фреймов, смена фреймов, работа с социальным и идеологическим.
Визуальное в пространстве: акционизм и критика дискурса власти, интервенция.
  • Акционизм
    Всегда протест против власти: городской, политической, художественной, идеологии.
  • Переосмысление норм и нормативности
  • Критика социальной реальности
Запишитесь на курс, чтобы выполнить задания и получить сертификат
Присоединяйтесь к чату курса
Визуальная культура XIX–XX вв.
На курсе вы узнаете, как мы очутились в той визуальной культуре, в которой мы живем сегодня, как мы прошли этот долгий путь от модернизации, рождения новых технологий еще в XIX в. через расцвет визуальности в XX в. к нашим современным и актуальным практикам. Мы будем затрагивать очень разные визуальные тексты: от живописи до новых цифровых медиа, включая такие занятные вещи, как перформативный поворот.

Рекомендованные возрастные ограничения: 18+
  • Что вы получите

    • 16 уроков с видеолекциями
    • Авторская подача: просто и понятно
    • Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий
    • Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время
    • Творческие и проверочные задания после каждой темы
    • Профессиональное видео
    • Быстрая связь с техподдержкой
    • Сертификат о прохождении курса
  • Зачем

    • По-новому воспринимать визуальную информацию в интернете и соцсетях, в музее и в городе, в кинотеатре и на выставке
    • Понять, как работают современные гальеристы и арт-критики
    • Сформировать самостоятельное суждение о современной визуальной культуре
    • Узнать визуальную историю культуры
    • Научиться понимать, анализировать и комментировать культурные объекты на новом уровне
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это нужно для более стабильной работы сайта